Петр Великий и его роль в судьбе Воронежа и Воронежского края

30 мая 2012 г исполнилось 340 лет со дня рождения Петра Алексеевича Романова, венчанного на царство как Пётр Первый (1672-1725), провозглашённого Сенатом и Синодом первым Российским Императором Петром Великим 21 октября 1721 г.

Для Воронежа и Воронежского края имя Петра Первого является одним из самых значительных, поскольку выбор Воронежа как центра строительства кораблей для Второго Азовского похода изменил судьбу Воронежа и его жителей на последующие триста с лишним лет.

Этот проект был задуман Петром Первым после безрезультатного Первого Азовского похода (1695).

Первый Азовский поход проходил по традиционному для Московского царства пути: по Волге на речных стругах, перемещение стругов к берегам реки Дон (современное направление Волго-Донского канала), спуск к берегам Азовского моря на речных стругах и плотах.

Пять месяцев осады турецкой крепости Азов, находящейся на восточном берегу Азовского моря, не принесли ожидаемой победы русскому войску. Систематически военные турецкие парусники подплывали к Азову со стороны моря, поставляя продукты, вооружение и обновляя военные команды.

Вернувшись в Москву после Первого Азовского похода, Петр Первый сделал главный стратегический вывод: для восстановления прав Московского царства на выход в южные моря необходимо построить российский Военно-Морской флот. 

Петр Первый по географическим картам определил, что самым южным городом, который расположен в достаточной близости в берегам Среднего Дона, является город Воронеж.

Есть версия, что, изучая карты среднего Дона, Петр Первый указательным пальцем отметил Мужской Успенский Монастырь, чьи угодья примыкали к берегу реки Воронеж, и сказал: «Около этого монастыря заложим первую верфь, а на острове напротив – вторую».

В 2012 г. исполнилось 316 лет со дня строительства на территории Воронежа и Воронежского края первого Военно-Морского флота, который историки называют «экспедиционным» флотом, поскольку в Москве Боярская Дума 4 ноября 1696 г. утвердила Указ о создании Военно-Морского флота с формулировкой «Российским судам быть».

В ретроспективе истории можно сделать такой вывод: никто, никогда и нигде не осуществлял такого дерзкого и успешного проекта строительства Военно-Морского флота из 30 военных парусников в 1200 километрах от берега моря за 65 дней.

Этот «экспедиционный флот» был создан на 17 верфях, построенных с нулевого цикла на берегах реки Дон и впадающих в Дон нескольких реках, таких как Осередь, Битюг, Ворона  и Хопер.

Известно, что Петр Первый прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 г., поселился в избе Игнатия Моторина, а на другой день, с 1 марта 1696 г. началось строительство верфей и подготовка к созданию военных парусников.

На 17-ти верфях, заложенных в Воронежском крае, за два месяца было построено 30 военных парусников, среди них 2 галевса «Апостол Петр» и «Апостол Павел» ( по 34 пушки), 4 брандера (зажигательные суда) и 24 военных парусных галеры. 

5 мая 1696 г. Петр Первый на галере «Принципиум» покинул  Воронеж, возглавив группу из 5-ти галер. Благодаря обильному и бурному снеготаянию, эти суда смогли достигнуть берега Азовского моря, как и остальные 24 российских парусника, построенных на территории Воронежского края.

30-я галера послужила первому воронежскому епископу Митрофану, который прибыл на Азовское море после победы экспедиционного Военно-Морского флота, построенного для  Второго Азовского похода.

Второй Азовский поход (1696) был проектом, который обозначил фактическое начало государственных реформ Петра Первого,  вступление Московского царства в  ХVIII в., «Век Просвещения».

Благодаря реформам, Петр Первый раскрыл и реализовал потенциал Российского государства, создав 1721 г. Российскую Империю.

Начало государственных реформ было заложено на верфях Воронежского края. Именно географическое положение Воронежа и Воронежского края определило его роль в этом национальном проекте.

Верфи для строительства военно-морских парусников были расположены в Воронеже, в Рамони, в Ступине, в Чертовицке, в Урыве, в Орлове, в Костёнске, в Коротояке, в Усмани, в Землянске, в Богучаре, в Осереде (будущий г. Павловск), на реке Ворона (будущий г. Борисоглебск), на реке Хопёр (будущий г. Новохопёрск), в селе Маклок на реке Усманке и в селе Воронцовка на реке Осередь рядом с Шиповой дубравой.

Государственный проект был осуществлён за два месяца 1696 г., ко времени снеготаяния и половодья, благодаря тому, что по двум «государевым дорогам» – «Москва-Воронеж» и «Москва-Липецк-Воронеж» - на подводах подвозили части будущих кораблей от тех «кумпанств», которые выполняли «государевы заказы». 

«Кумпанства» – производственно-экономические объединения  - были созданы по приказу Петра Первого на базе монастырей («духовные кумпанства»). Также были «кумпанства» «светские», «гостиные», «складные». Некоторые из них послужили развитию экономики России в ХVIII в.

Отдельные части будущих галер везли из Переславля-Залесского, из Ярославля, из сёл Преображенского и Семёновского, из волжских городов.

За два месяца  были спущены на воду 2 галеаса –«Апостол Пётр» и «Апостол Павел», 4 брандера (зажигательные суда) и   23  военных галеры

(по плану – 24), а также построены струги и плоты, выполняющие подсобные работы во флотилии.

В 1696 г. в Чернозёмном крае  выпали обильные снега, вызвав сильное весеннее половодье. Все построенные парусники успешно достигли устья реки Дон. Парусники остановились вдоль островов, поросших большими зарослями ивовых деревьев. Это укрытие позволило российским галерам беспрепятственно выйти в Азовское море в день «большого прилива». 

Появление российского экспедиционного Военно-Морского флота в акватории Азовского моря стало полной неожиданностью для 6 турецких галер, которые направлялись к городу-крепости Азов, как это происходило в прошлом, 1695 г.

Второй Азовский поход принёс первую победу Петру Первому на море. Демонстрации 29 военно-морских парусников хватило, что бы турецкие галеры покинули акваторию Азовского моря и скрылись через Керченский пролив в водах Чёрного моря.

Крепость Азов была взята 19 июля 1696 г. через 18 часов после начала штурма. В праздновании этой победы особую роль сыграл первый воронежский епископ Митрофан, который прибыл на галере в сопровождении свиты священнослужителей в Азов. 

Митрофан доставил Петру Первому 17 тысяч рублей серебром из запасов епархиальной казны Воронежского края. 

Деньги Петр Первый использовал для оплаты военной службы участников Второго Азовского похода. Впервые заплатив военное жалованье, Петр Первый узаконил понятие «государевой службы» в армии и на флоте, создав прецедент для формирования регулярной армии и флота России.

Эта победа ознаменовала вступление Московского царства в ХVIII в.

Через 25 лет, 21 октября 1721 г., после победного завершения 20-летней Северной войны, по решению Сената и Синода государство, обновлённое реформами Петра Первого, было названо Российской Империей, а русский царь  Петр Первый получил титул императора Петра Великого.

к.пед.н., доцент Галина ВИШИНА , кафедра «Связи с общественностью и педагогика» ВГТУ

 

Литература:

  1. Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Е.Болховитинов. – Воронеж:  Воронежская губернская типография, 1800. – 137 с.
  2. Веселовский В.Г.  Колыбель русского флота: исторический очерк / В.Г.  Веселовский. – Воронеж, 1888.
  3. Загоровский  В.П. Петр Великий на Воронежской земле / В.П.  Загоровский.  – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. – 168 с.
  4.  Расторгуев В.И.  Воронеж – родина Русского Военно-Морского флота / В.И.  Расторгуев. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. 
  5. Расторгуев В.И.  Воронеж – родина первого Адмиралтейства России / В.И.  Расторгуев. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. – 533 с.