ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КИПРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА Л. А. БУЛАНОВА С МИТРОПОЛИТОМ КОНСТАНТИЙСКИМ И АММОХОСТСКИМ ВАСИЛИЕМ (КАРАЯННИСОМ)
Поводом для интервью стало побратимство православных городов России и о. Кипр, в частности, г. Иваново и г. Айя-Напа. Торжественная церемония подписания Соглашения о дружбе и сотрудничестве между городами Айя-Напа и Иваново состоялось 27 сентября 2014 года.
- Буланов Л. А. Владыка, позвольте вначале рассказать про православную организацию, которую я представляю.
Императорское православное палестинское общество (ИППО) существует с 1882 года. Основал его Император, с 2007 года возглавляет экс-премьер-министр РФ Сергей Вадимович Степашин. Почетных членов возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Цель Императорского православного палестинского общества — это соединение христиан, паломничество, защита христиан, которую может осуществить ИППО. На протяжении всей истории существования общества, в особенности с 2007 года, ИППО занимает все более активную позицию, в особенности, на Ближнем Востоке.
В Сирии, Палестине наиболее активными остаются Вифлеемское, Иерусалимское и Кипрское отделения ИППО. Недавно открыты отделения в Ливане и Сирии. И также открыты отделения в Европе — на Мальте, в Латвии, Эстонии, Литве. Кипрское отделение ИППО провело три побратимства православных городов. Побратимство городов не означает просто соединения муниципалитетов. Это - соединение православных городов, прежде всего, христиан, которые в них проживают.
27 сентября 2014 года прошло побратимство, соединение православных городов Иваново и Айя-Напа. Иваново - крупный российский город, Айя-Напа не уступает по значимости. Поэтому я хотел бы спросить, как вы расцениваете побратимство двух христианских городов? Когда я подобный вопрос задал митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию он ответил «Это соединение Святого Святых». Вот так он охарактеризовал побратимство православных городов.
- Митрополит Василий: Когда ИППО вернуло название Императорского Общества? В каком году?
- Буланов Л.А.: Оно с этим названием было всегда, после революции его деятельность затихла. С 1991 года оно стало возрождаться, с 2007 стало наиболее активным по пришествии Сергея Вадимовича Степашина.
- Митрополит Василий: Вы знаете, я тоже хотел бы применить ту же фразу, которую сказал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. То, что это - «Единство Святая Святых» - мне очень понравилось.
Для меня отношения России и Кипра, если говорить в общем, относительно русского мира и Кипра, намного древнее, чем основание ИППО.
Первое что, приходит мне на ум, это первая волна паломников из России в Святую Землю. Конечно, вы знаете, что одним из пунктов остановки был наш остров, который так же являлся местом паломничества русского народа. Поэтому мне и понравилось выражение митрополита Евлогия.
Василий Григорович-Барский (1701-1747 гг. – примеч. Ред.), хотя он и родился в г. Киеве, но для нас - это представитель русского мира. Григорович-Барский оставил документальные свидетельства об острове Кипр. Это источники его времени. Он не только многое записал, но и сделал некоторые зарисовки церковных памятников, которых не существует на сегодняшний день. Сейчас это - единственный источник, из которого мы можем черпать историю Кипра того периода.
Вы рассказывали историю общества и его деятельность в Палестине и на Ближнем Востоке, а я хочу рассказать, что один раз в два года мы проводим научную конференцию по Агиологии - о жизни святых на Кипре.
Следующая конференция пройдет в феврале 2016 года. Она охватит период, который описывал Василий Григорович-Барский. Первая конференция была посвящена периоду от Апостола Варнавы (апостольское время) до Неофита Затворника. Грядущая конференция будет посвящена части периода Неофита Затворника, а дальше будет период, который включает в себя владычество франко-венецианской, а также османской империи.
И моё предложение, которое сейчас сформировалось - найти профессора, специализирующегося на истории жизни святых. Есть ли феномен почитания кипрских святых, особого почитания святых в России, связанных как раз с этим периодом. Мы говорим о святом Лазаре Четверодневном - его очень любят в России. Русская Церковь часто почитает своих святых и тех святых, которые жили не только на её территории.
Лазарь Четверодневный, Спиридон Тримифунтский и Святитель Тихон Амафунтский особо почитаются Русской Православной Церковью. И моё предложение состоит в том, чтобы от Русской Православной Церкви приехал представитель и рассказал, как и почему в этой далёкой стране, но близкой нашему сердцу, почитают наших святых.
Я хочу вернуться к городу Айя-Напа. Василий Григорович-Барский был здесь и описал его. Город в его записях имеет свою ипостась. Таковой является пещера, в которой была найдена икона Святой Напы (это Византийский период IX-X века).
Вероятно, был аскет-подвижник, который жил в этой пещере, и от которого пошло почитание этой иконы. С пришествием крестоносцев почитание этой иконы распространяется не только на православный, но и на инославный мир.
Рядом с храмом была построена часовня, откуда начинается существование известного монастыря. Как вы понимаете сегодня возродить монастырь невозможно, туризм влияет на жизнь монахов так. что сегодня не представляется возможным воссоздать обитель в качестве монастыря, а не приходского храма. Так же планируется создать музей в этом комплексе. Там будут древние амфоры, которые были найдены в районе монастыря, а так же - выставки икон, потому что сохранилось очень много икон Божьей Матери и Святых угодников.
Если вы знаете, монастырь Айа-Напа имел такое же значение, как и Кикский монастырь. По количеству паломников, по количеству подворий и земель, которыми владел монастырь, он был таким же богатым, и люди приходили ежегодно на его праздник, но это уже в прошлом. На Востоке Кипра была Айа-Напа, а на Западе был Кикский монастырь.
Хроника свидетельствует, что в 1569 году немецкий паломник, который приезжал на остров за год до падения Османской империи, посетил наш монастырь. Его свидетельство дает очень важную информацию об авторстве иконы, которое относится к Апостолу и Евангелисту Луке, так же как и Киккская икона.
Вы знаете, когда я спросил Вас, когда возродилась Ваша организация, мне было интересно сравнить цифры и даты, потому что наша епархия достаточно древняя, она конечно же намного древнее Вашего общества, но возродилась она в 2007 году. В этом же году, как Вы сказали, был назначен председателем ИППО С.В. Степашин.
(Показывает иконы). Если вы посмотрите на иконы - вот епископ Епифаний, который был первым епископом этого города. А здесь - Апостол Варнава, который был похоронен рядом. Видите - наверху находятся эти иконы.
По причине того что, святой Епифаний был первым епископом города Айя-Напа, мы основали Академию в честь святого Епифания, которая занимается культурными связями и воссоединением христиан.
Первая конференция была посвящена самому основателю - святому Епифанию. А после этого мы решили развивать конференции, которые посвящены кипрским святым и святым, жившим на Кипре.
Кроме того, есть музей, который развивается. И есть еще одна часть нашей работы, которая заключается в том, что мы хотим развивать магистерскую программу для исследователей Ближнего Востока.
Следовательно, основная наша цель - возродить паломничество, которое длилось многие века. Все это мы делаем, чтобы вернуть статус культурного и духовного центра острова.
- Буланов Л.А. Владыка, простите, но Кипрское отделение ИППО также хочет возродить бывшее дореволюционное паломничество. Вначале паломники ехали на Кипр — в Махерас, Ставровуни, Церковь Святого Лазаря, Монастырь Айя-Напа, Кикский монастырь. Потом осуществляли паломничество в Яфу на Святую Землю. Пока нам это сложно удаётся. Мы даже работали в архивах в Архиепископии, нашли много материала, публиковали его в российской прессе, в интернете на русском и английском языках. Наши усилия привели к определенному уровню, и я думаю, что постепенно мы все-таки продвигаемся.
- Митрополит Василий: Я рад, что вы пишете об истории Кипра. Как видите (подходит к иконам) здесь описана история из деяния апостола Варнавы - 13 глава. В Антиохии апостол Варнава получает хиротонию вместе с апостолом Павлом и получает миссию для того, чтобы пойти проповедовать на Кипр.
Внизу вы видите прибытие в порт Саламины апостолов Павла и Варнавы. Чуть выше - обращение в христианство проконсула Сергия, который жил в Пафосе. Чуть ниже вы видите мученическую кончину апостола Варнавы вне стен древнего города Саламины. Апостола Варнаву побили камнями — это была мученическая кончина.
Здесь, на этом витраже - история возвышения Кипрской церкви до автокефального статуса. Архиепископ Анфимий в видении встретил апостола Варнаву, который показал своё захоронение. На груди апостола было Евангелие от Матфея, вы видите список Евангелия на груди. Дальше этот список Евангелия от Матфея был показан императору Зинону, который в знак признания апостольского происхождения Кипрской церкви вручил красную мантию архиепископу, что было признаком императоркого достоинства (такая же мантия была и у императора). Этой мантией и отличается Архиепископ от других епископов. Есть также жезл, на конце которого существует держава - земной шар - что показывает власть архиепископа над прочим народом и церковью. Этот жезл Вы можете увидеть в руках архиепископа Анфимия.
В 431 году состоялся III Вселенский собор, где была подтверждена автокефалия. Потом император Зинон подтвердил решение III Вселенского собора.
Уникальность этого витража заключается в том что, все сегодняшние епархии (а их 14) представлены одним из святых. Апостол Варнава представляет архиепископию, дальше согласно диптиху после архиепископии идет Пафосская епархия, после этого - Китийская епархия, затем - Киринейская епархия, и, исходя из диптиха, доходим до Тримифунтской епархии.
(Показывает иконы). Здесь Святой Ираклидис держит свою епархию. Святой Иоанн Милостивый был киприотом по происхождению и скончался на Кипре. Он - Патриарх Александрийский. Это история нашей церкви.
- Буланов Л. А.: Очень важно, когда это говорит Владыка. Христиане крайне чутко прислушиваются ко всем словам, которые скажет митрополит, епископ. Это мнение, на которое ориентируются христиане.
- Митрополит Василий: Весь акафист изображен на окнах витража, который напротив вас. 24 витража, отображающие все 24 песни, Есть еще одна деталь: акафист был составлен в алфавитном порядке. Первая, как у нас – «Ангел предстатель послан на небеси благодатные». Второе - «Видеша пастыри»- альфа, бета, гамма, дельта, и - до омега – «О всепетая Мати!».
Этот крест был заимствован из храма Святого Аполлинария в Равенне вместе с орудиями страсти. Это образы, которые представляют символы епархии, и плюс ещё крест. Здесь - храм, который называется «Мони тис Хорас» в Константинополе. Очень известный храм, в абсиде которого было изображено Воскресение Христово. Этот же символ мы взяли для нашей епархии. Он изображен на полу и еще в двух местах в виде так называемой Вифлеемской звезды. Восьмиконечный крест, являющий Вифлеемскую звезду, во-первых, представляет крест, во вторых букву «ХИ» греческого алфавита, которая означает Христос. Кроме того, восемь концов звезды представляют вечность, эсхатологию, будущее, восьмой день творения, которого мы все ожидаем. Крест и буква «ХИ» - аббревиатура нашей религии.
(Показывает). Приготовление трона. Это - второе пришествие. Это - орудие страданий Христа. Сам трон уподобляет второе пришествие Христа.
На Пелопоннесе было княжество с центром в городе Мистра. Какое-то время оно было независимым. В одном из храмов была известная фреска. Я сделал фотографию для проекта витража.
(Показывает иконы). Приготовление престола — это пришествие Христа в эсхатологии. Будущее - с одной стороны, изображение прошлого и настоящее - в орудиях страдания Христа. Сотворение Мира, Вселенная, звезды, человек. А здесь чудеса, которые совершил Христос.
- Буланов Л.А.: У Архиепископа Кипра есть еще одна награда, которую дал император Зинон — это право расписываться красными чернилами.
- Митрополит Василий: Да Вы правильно подметили, автокефалия была за один век до 470 года.
- Буланов Л.А.: Многие думают, что красные чернила - достоинство исключительно Папы Римского. Иосиф Сталин тоже подписывался красным чернильным карандашом. Но никто не превзошел Архиепископа Кипра.
- Митрополит Василий: Символ нашей епархии восьмиконечный крест вместе со святым Епифанием. После избрания и вступления в должность митрополита был сделан вот такой знак (передает знак епархии). Это символ нашей епархии и, конечно, икона Айя-Напа.
- Буланов Л.А: Спасибо большое, Ваше высокопреосвященство.
- Митрополит Василий: То дело, которое Вы совершаете, нужно для всех.
- Буланов Л.А.: Я благодарен, что сам Владыка Айя-Напы дарит мне икону. И, все-таки, я задам последний вопрос. Мне очень интересна именно Ваша оценка как происходящего события, так и связи христиан России и Кипра.
- Митрополит Василий: Конечно, история, конечно, паломничество, конечно же, общая религиозная связь, но, кроме этого, я не скрываю, что кипрский народ питает особые чувства к русскому народу. Так же, как и русский народ любит киприотов - я это вижу и чувствую. И, конечно же, политическая часть. Никто не скрывает, что и сегодня мы за многое благодарны, в том числе, за ту позицию, которую занимает Россия. Даже во время коммунистического режима, который был в Советском Союзе, многие генерации политиков благодарны вашему государству за ту позицию, которую она занимала. Никто не скрывает, что решение кипрского правительства в 2013 году по поводу «стрижки» депозитов принесло проблемы не только острову, но и русским вкладчикам, которые жили здесь. Но, несмотря на это, мы видим, что народ помогает нам, помогает в тот момент, когда нам экономически сложно. Если спросить у большей части киприотов, вам скажут, что большие надежды и ожидания возлагаются на своего Северного брата, чем на каких-то союзников, которые находятся в другой части мира.
Также одна из моих забот - это помощь русскоязычной пастве, которая здесь существует. Вы знаете, что Айя-Напа и Проторас летом становятся центрами, куда стекается множество русскоязычных путешественников. Поэтому я рукоположил отца Алексея, который приехал из Белоруссии, чтобы он совершал службы и таинства на их родном языке.
В наших планах построить храм, который был бы в стиле церковного русского зодчества. Я разговаривал с президентом Анастасиадисом, о том, чтобы нам выделили участок земли для строительства этого храма. Президент сказал, что возьмет этот вопрос под контроль. Но мы со своей стороны предложим несколько вариантов, и тот, который устроит государство, будет выделен под постройку храма. Вероятно, Вы знаете, что мы заложили закладной камень в Санкт-Петербурге для того, чтобы построить там греческий храм. Вы видите, хотя это не просто, но Санкт-Петербург в этом участвует. Как вы знаете, в Москве служит митрополит Киринский Афанасий, киприот по происхождению. Мы стараемся внести свою лепту в духовное и культурное развитие двух народов.
Конечно, я хочу выразить мою глубокую признательность за то, что Вы делаете для христиан всего Ближнего Востока. Важно само присутствие христиан на Ближнем Востоке вне различий в христианской конфессии: будь то православные, католики, марониты или армяне. Это - особая часть этого региона, и для нас важно оказывать им поддержку вне зависимости их конфессиональной принадлежности.
Перелистывая Вашу книгу «Побратимство Вифлиема и Владимира» я видел вашу фотографию с Патриархом Иерусалимским Феофилом, и считаю, что эти связи нужны для нас, православных, где бы мы ни жили. Лично у меня связи со многими иерархами Русской Православной Церкви, очень часто, по долгу службы, я встречаюсь с митрополитом Волоколамским Иларионом. Как Вы знаете, Патриарх Кирилл был в этом здании и посещал нашу епархию. Очень рад, что Вы пришли к нам, и благодарю Вас за визит.
- Буланов Л. А.: Вы знаете в городе Иваново, в кафедральном соборе, от алтаря с правой стороны висит икона Иоанна Богослова, город назван в честь Иоанна Богослова. Известно, что Иоанн Богослов после смерти Христа жил рядом с его матерью Марией, может это - продолжение истории, соединение русского города Иваново с Айя-Напой и Богородицей Напой. Может быть, это так?
- Митрополит Василий: Конечно же, да.
- Буланов Л. А.: Спасибо! Наверное, мы на этом завершим, чтобы не отвлекать Владыку. Спасибо большое, мне было с Вами очень приятно поговорить, а, самое главное – текст этого интервью войдет в книгу, посвященную побратимству Айя-Напы и Иваново. Это интервью будет и в журналах, и в газетах, и на страницах сайтов Интернет, с Вашего разрешения.
Интервью провел Председатель Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского общества,
академик Европейской Академии Естественных наук (Германия),барон
Леонид Буланов